В настоящее время для производства рюкзаков в основном используют следующие
материалы:
1) Авизент (чаще артикулы 5020, 5011 и 5032) - производство РФ;
2) Кордура (Cordura) - разработка фирмы Dupont, обычно производства Ю.Кореи;
3) Оксфорд (Oxford, polyoxford и т.п.) - тоже, обычно, корейский;
4) Найлон 600Д и Полиэстер 600Д (Nylon 600D & Polyester 600D) - разный.
Всё остальное, встречающееся на рынке - либо варианты тканей типа Oxford 420 &
Nylon 600D, либо маркетинговые трюки, обычно связанные с правами (или их отсутствием)
на названия. В специальной литературе много пишут о ткани "Nylon Ballistic" - это материал
для кобур и оружейных чехлов, очень прочный, жесткий и скользкий (чтобы не цепляться
мушками и прицелами). Но у нас в России это пока экзотика, да и цена... очень кусачая, а
главное - не рюкзачная это тряпка, не рюкзачная..! Пришлось как-то работать с ней - при-
мерно как с фанерой.
ИТАК, ПО ПОРЯДКУ!
АВИЗЕНТ - Наша родимая расейская тканюшка. Когда-то разрабатывалась для ар-
мии - для парашютных ранцев, чехлов на технику и т.п. Короче, для замены того самого бре-
зента (Авизент - сокращение, от "Авиационный брезент". За достоверность не ручаюсь, но
такую версию слышал). Авизент - толстый капрон, с очень плотным переплетением нитей.
Раньше выпускался с акриловой пропиткой, было неплохо, около года назад снова начали
делать, но пока о качестве судить трудно - надо посмотреть. Авизент 5020 наиболее толстый
и прочный, он подходит для самых крупных и нагруженных изделий, авизенты 5011 и 5032
потоньше (сейчас 5011-ого практически нет), годятся для изделий поменьше, для менее от-
ветственных деталей.
ДОСТОИНСТВА - великолепная прочность на разрыв, удовлетворительный вес,
доступная цена, морозоустойчивость (чистый капрон начинает твердеть только при антарк-
тических температурах).
НЕДОСТАТКИ - пропускает воду, при крое края осыпаются, у образовавшейся ды-
ры надо немедленно оплавить края, иначе поползет дальше. Да и внешний вид у изделий...
ну, в общем, ничего, но для особо элегантных изделий, либо для пижонов лучше поискать
что-нибудь другое, например, Кордуру.
КОРДУРА- Разработка фирмы Dupont (USA), тоже для армии, но затем настала ей
конверсия. Кордура - это толстый найлон со специальной структурой нити, с водоотталки-
вающей пропиткой и с полиуретановым покрытием. Обработка ткани проводится в несколь-
ко проходов, поэтому покрытие получается весьма качественным, и держится довольно дол-
го. Кроме того, (по слухам) в нить добавляется до 10% ХБ, в результате чего ткань оказыва-
ется как бы мохнатой, с ворсом. Говорят, от этого увеличивается стойкость к истиранию
(примерно так же действует "мех" на бывшей в употреблении альпинистской веревке), да и
внешний вид, чего уж там, побогаче.
ДОСТОИНСТВА - прочная и красивая ткань, годится для любых изделий, (посколь-
ку выпускается разной плотности, можно подобрать подходящую), хорошая устойчивость к
истиранию, при крое не осыпается, дырки не ползут, обладает очень приличными водоот-
талкивающими свойствами (но это, если качественная пропитка, а то к нам порой везут вся-
кое).
НЕДОСТАТКИ - дорогая и тяжелая ткань (при равной прочности - раза в полтора
тяжелее авизента), на морозе пропитка даже с пластификаторами здорово дубеет (А чего
еще, собственно, вы хотели? Великие Озера находятся на широте Закавказья!). Непромокае-
мость тоже оказалась несколько преувеличенной - есть ведь швы, молнии, карманы и прочие
дырочки, щелочки и отверстьица. Кроме того, опыт показал, что "НЕПРОМОКАЮЩИЙ
РЮКЗАК - ЭТО НЕПРОСЫХАЮЩИЙ РЮКЗАК!"
ОКСФОРД Это тоже найлон с полиуретановым покрытием, но в отличие от корду-
ры, ткань значительно тоньше, гладкая и блестящая. Более известны ткани оксфорд 210, 420
и 840.
210-й - скорее, тентовая ткань, но из него делают и всякие карманчики и перегородочки.
420-й используют обычно для мелких рюкзаков, особенно Oxford 420 Ripstop (ткань в ха-
рактерную клеточку). Замечательно подходит для дна палаток, карманов для дуг и усиления
углов тентов.
840-й оксфорд очень похож на кордуру, отличить можно по сильному блеску и отсутствию
"меха". Их часто путают, когда случайно, по незнанию, а когда и намеренно.
ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ - более дешевая альтернатива кордуре. Упот-
ребленные к месту все оксфорды вполне оправдывают себя. По основным свойствам - где-то
сбоку от авизента и кордуры. Главное - точно знать, чего ты хочешь.
НEЙЛОН 600Д И ПОЛИЭСТЕР 600Д (Существуют также 900Д, 1200Д, 2400Д..,
эти толще, но хорошую вещь на букву "Д" не назовут!) В общем, это найлоновая, либо поли-
эфирная (лавсановая) ткань с поливинилхлоридным покрытием. Нить тканевой основы пря-
дется из коротких кусочков (так дешевле, но прочность, увы...), сама основа очень слабая и
рыхлая - как марля. Короче, это то, из чего делают т.н. "китайские" детские рюкзачки - те,
что рассыпаются от одного строгого взгляда.
НЕДОСТАТКИ - Очень дохлая ткань, обладает свойствами хорошей туалетной бу-
маги - рвется аккурат по дырочкам шва. При попытке прострочить два-три раза по одному
месту прямо-таки режется швейной иглой, а посему практически неремонтопригодна. Водо-
отталкивающие свойства - только за счет пластика, который обычно с изнанки, а сама осно-
ва замечательно намокает. На морозе дубеет уже при небольшом минусе, при попытке со-
гнуть изделие пластик покрывается белесыми полосами - микротрещинами. Пластик очень
быстро начинает отслаиваться от основы. Стойкость к истиранию - никакая! Короче "Д" -
оно и есть "Д"!
ДОСТОИНСТВА - вроде бы и нет никаких, но почему-то весь мир шьет из нее всё
подряд! А вот почему! Это очень дешевый материал - в 4-6 раз дешевле кордуры (а если
кордура со всем своим пакетом сертификатов от Dupont, то и в 10-12 раз). А так как шьется
всё это в задней Азии, то можно лепить дешевку, которая развалится до того, как выйдет из
моды.
С большим прискорбием сообщаю всем заинтересованным лицам, что и у нас в Мо-
скве ежегодно появляются конторы, занимающиеся изготовлением рюкзаков туристического
класса (в первую очередь, по размерам) из шестисотки, видимо, в надежде быстренько зара-
ботать на шестисотый. Так вот, я бы хотел отметить, что это вещи таки разного качества!
Как попытаться различить эти материалы.
Эта задача актуальна ещё и потому, что некоторые, скажем так, бяки-дяденьки регулярно
выдают изделия из шестисотки за кордурные, да ещё по соответствующей цене. А пред-
ставьте себе, что ваш рюкзак дал дуба посреди ледника Федченко? Тут уже не до злобных
мечтаний типа: "Я ему всё скажу! Да я ему..! Да я его..!" Тут бы живым выбраться! Вы мо-
жете сказать, что на Памир и раньше ходили только профессионалы, знающие, что к чему.
Я, вообще-то, тоже думаю примерно так, но почему начинающие должны мучиться и стра-
дать от всяких прохиндеев?
ИТАК, ПРИСТУПАЕМ!
Авизент - отличить просто. Он мягче всех остальных материалов, в изделиях замет-
нее усаживание шва, но главное - если посмотреть на просвет, на яркую лампу, хорошо вид-
но очень плотное переплетение сравнительно тонких нитей, причем черная ткань чаще всего
оказывается бордово-коричневой.
Оксфорд - ткань гладкая и блестящая, достаточно мягкая, пропитка/покрытие тонкое
- заметно тоньше самой ткани.
Кордура и 600Д - вот их-то различить несколько сложнее, нужны некоторые знания.
Однако, во-первых, у ткани типа «Найлон 600Д» ПВХ-покрытие достаточно толстое,
сопоставимое с самой основой, и при этом либо гладкое, либо имеет накатку - мелкое
рифление, под которым совершенно незаметна структура ткани, в то время как у кордуры
даже под весьма основательным покрытием хорошо просматривается структура
переплетения нитей. Далее, как я уже говорил, кордура имеет хорошую пропитку, и поэтому
не намокает - вода с нее или просто скатывается, или лежит шариками. Шестисотка
намокает - воду задерживает только пластик. Простейший тест -- капнуть немного воды на
лицевую сторону ткани и чуть-чуть подождать -- с кордуры вода скатится шариками, а на
поверхности 600D образуется влажное пятно. Аналогично эти ткани ведут себя и под
дождём.
Б) НИТКИ - Лучше всего для шитья рюкзаков подходят лавсановые нитки (по-
лиэфирные) - лавсан прочен, не гниет, не плавится в игле на быстроходных машинах, мень-
ше стягивает швы. Оптимальными нитками я считаю 70Л и 82Л российского производства.
В) МОЛНИИ - Лучше всего подходят витые рулонные молнии №№ 5, 8, 10. Но-
мер (толщину) и, соответственно, цену надо подбирать, исходя из нагрузки, приходящейся
на данную молнию. Литые, т.н. "тракторные", и металлические молнии лучше не использо-
вать - они больше подходят к одежде, так как в силу своей конструкции хорошо работают
только на прямых, а на изогнутых местах начинают довольно быстро терять зубья, и от этой
цинги никакие лимоны не помогут.
Г) ПРЯЖКИ И ПРОЧАЯ ФУРНИТУРА - Сейчас производится великое мно-
жество разнообразной как рабочей, так и декоративной фурнитуры. В принципе, на рюкзак
пришить можно всё, что угодно, но желательно учесть следующие моменты:
1) Пластик лучше использовать от известных производителей - есть надежда, что он пона-
дежней. Неплохо себя показала питерская фурнитура от "Апри" и "Снаряжения". Конечно,
не "Нексус", да и дизайн так себе, но работает, особенно "Апри". У "Снаряжения" пластик
похуже, они берут толщиной пряжки там, где другие качеством, но они единственные, кто
делает пряжки-самосбросы - лучшая, на мой взгляд, конструкция для грузовых поясов.
2) В качестве разъёмных пряжек для походных рюкзаков лучше всё-таки самосбросы - на-
дежнее, нет всяких упругих, точнее, отламывающихся, элементов. Но для более изящных
изделий они, конечно, проигрывают по дизайну.
3) Дилемма "металл - пластик" трудноразрешима в принципе, хотя известно, что поли-
амидные пряжки при температуре ниже –15оС теряют до 50% прочности и становятся хруп-
кими, УФ-излучение на высотах свыше 3 - 3,5 км съедает за месяц до 70% процентов проч-
ности, а стальные вороненые пряжки в сырости просто ржавеют, так что решайте сами для
себя. Но, исходя именно из этих соображений, я ставлю на походные рюкзаки сталь, на все
остальные - пластик.
Д) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДНА РЮКЗАКА - На мой вкус, дно из тезы (толстый кор-
довый капрон с двусторонним ПВХ-покрытием - материал для тентов автоприцепов, а также
байдарок и катамаранов) лучше всего, но это не обязательно, хотя, конечно, тканевое дно
должно быть усилено вторым слоем ткани.
Е) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСТАВОК В ЛЯМКИ, ПОЯСА И СПИНКИ -
В простейшем случае достаточно 8-мм пенополиэтилена ижевского производства
(обычного туристического коврика), иногда добавляется верхний слой из более жесткой
пенки. Идеальным выбором был бы материал толщиной 10-12 мм из трех слоев различной
жесткости, но увы...
Статья любезно предоставлена сайтом: Русь былинная |